Арктические сырьевые проекты России - в зоне риска

Консалтинговая компания «Яков и партнеры» (ранее McKinsey в России) опубликовала исследование по итогам изучения развития Арктической зоны РФ.

С 2019 по 2023 гг. объем перевозок по Северному морскому пути (СМП) удалось нарастить всего на 15% - с 31,5 до 36,5 млн тонн при планах в 80 млн тонн в 2024 г. Объем производства СПГ в 2023 г. составил 21 млн тонн при планах в 43 млн тонн к 2024 г. Доля затрат на НИОКР упала в 2 раза при планах их прироста в 5 раз к текущему году.

Реализация нефтегазовых проектов в Арктической зоне РФ потребует 200 судов ледового класса к 2035 г. По оценке консалтинговой компании, добыча на этих проектах потребует вывоза в 2035 г. порядка 210 млн т грузов по Северному морскому пути. Приобретение необходимых для этого танкеров и танкеров-газовозов ледового класса на международном рынке маловероятно, поскольку подходящих по критериям судов, владельцами которых были бы компании из дружественных стран нет. Суда нужного ледового класса способны строить предприятия Южной Кореи, Китая и Японии. 

Из 748 танкеров-газовозов, которые находятся в эксплуатации по всему миру, всего 24 соответствуют необходимым критериям для перевозок по СМП. Из мирового танкерного флота из 2319 судов только 9 способны обеспечить перевозки по СМП. 2 из них уже эксплуатируют российские компании, 7 – греческие. При этом корейские и китайские верфи загружены заказами до 2028–2029 гг.

Аналитики указывают, что зарубежные верфи под давлением санкций могут начать отказываться от заказов из России. Но даже при условии исполнения заказов в Китае цена на новые суда будет включать в себя «российскую премию за риск». В условиях отсутствия предложения на рынке и возможности разместить заказы за рубежом России необходимо сосредоточиться на строительстве судов своими силами.

Как отмечают в компании, РФ необходимо пересмотреть ряд приоритетов арктической стратегии: 
- разработать меры для повышения качества жизни населения Арктической зоны РФ;
- увеличить долю инвестиций в восточную часть Арктической зоны РФ (Дальний Восток) для ускорения «поворота на Восток»; 
- увеличить финансирование научных проектов в контексте разработки отечественных технологий и оборудования для производства СПГ, судостроения, малой авиации; 
- в дополнение к углеводородному сырью расширить Стратегию перечнем дефицитных видов минерального сырья, в том числе лития, марганца, РЗМ и т.д. 
Чтобы сохранить суверенитет и обеспечить долгосрочную устойчивость арктических территорий в условиях острой конкуренции, России необходимо значительно увеличить инвестиции в территории Арктической зоны РФ.

Иллюстрация: исследование компании «Яков и партнеры». 

Источники: Ведомости, РГ.

Вернуться к списку новостей