Образование в ДФО и Арктике играет важную роль в стратегическом развитии территорий

4 апреля в рамках деловой программы ММСО.EXPO-2024 прошла секция по развитию образования в Арктике в ЦВК «Экспоцентр» в Москве и на онлайн-платформе «ММСО.Коннект». 

Тематическая сессия «Дальний Восток и Арктика: время образовательных открытий» собрала экспертов из Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, Ямало-Ненецкого автономного округа, Камчатки и других регионов. Модератором секции выступил Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ. 

Эксперты обсудили реализуемые и планируемые проекты развития образования на территориях Дальнего Востока и Арктики, в том числе модели государственно-частного партнерства, возможности включения инновационного сообщества ММСО в генерацию и запуск новых инициатив.

Участники выразили мнение, что образование играет важную роль в стратегическом развитии территорий ДФО и Арктики, а основная специфика - значительные потребности в образовании и кадрах. Ключевой вызов Арктики и ДФО - низкое количество молодежи, уезжающей с территорий в другие регионы и не возвращающиеся домой после окончания учебных заведений. Максимальный отток населения наблюдается в возрасте от 14 до 18 лет, в это время они формируют образовательные траектории и не связывают образование и будущее с Арктикой и Дальним Востоком. 

«Оптимизация» системы образования сильно ударила по ДФО. Сократились не только головные вузы, но также в 2 раза уменьшилось количество филиалов вузов, что негативно сказалось на всем образовательном потенциале ДФО, сократилась доступность высшего образования и абитуриенты устремились в другие регионы. Университеты набирают в основе «двоечников», сдавших ЕГЭ на 56 баллов и менее, что отражается на научном и образовательном потенциале как самих вузов, так и территорий, ведь эти абитуриенты - будущие выпускники станут в будущем кадрами. 

В вузы ДФО поступает всего 10% абитуриентов из иных регионов, что означает практическое отсутствие образовательной миграции с Запада на Восток. В среднем по стране эта цифра находится на уровне 30%.

Однако, наряду с проблемами есть и позитивные черты. Создаются новые кампусы, улучшается инфраструктура, университеты оснащаются оборудованием мирового уровня, растет число мест для бюджетного обучения. 

До настоящего времени дефицит кадров при реализации приоритетных инвестпроектов преодолеть не удалось, несмотря на все принимаемые государством меры. Большое внимание необходимо уделять профориентационной деятельности для школьников, чтобы они делали осознанный выбор и понимали свою значимость для малой Родины. В приоритете - более эффективные отношения с работодателями, однако, зачастую работодатели не готовы ждать 4-6 лет пока будущий работник обучается в учебном заведении. На Дальнем Востоке рекомендуется более активно применять «бесшовные» образовательные траектории. 

Одной из наиболее важных, нерешаемых десятилетиями проблем, является отсутствие межведомственного взаимодействия, даже на уровне Минпросвещения РФ и Минобрнауки РФ. ГИС ФРДО не связан с мониторингом трудоустройства выпускников. Только при налаженном взаимодействии будет прослеживаться траектория «школа - колледж - вуз - рынок труда». 

От Коорсовета РСПП по развитию Арктики и Северных территорий в сессии принял участие Александр Федотовских, отметивший, что образовательные проблемы не дают возможности работодателям восполнять недостаточное количество кадров, однако, решение проблемы заключается не сколько в системе образования, сколько в низком качестве жизни на территориях Арктики и ДФО, что не даст остановить миграционный поток «Восток - Запад», в т.ч. молодежи, в обозримые десятилетия.  

Трансляция сессии на платформе ММСО.Коннект: https://vk.com/video-89014401_456240139

 

 

Вернуться к списку новостей