Президент России подтвердил направления развития Арктики и Русского Севера

В четверг, 29 февраля 2024 года, президент России Владимир Путин огласил традиционное Послание Федеральному собранию в Гостином Дворе в Москве. Глава государства затронул вопросы внутренней политики государства, включая социальную поддержку граждан, экономического развития, темы обеспечения безопасности страны. 

Жители арктических и северных регионов внимательно слушали обращение Владимира Путина. Вот что сказал Президент России о северных и арктических территориях:  

1. Специальные программы развития: «Решения в сфере финансовой поддержки регионов, рост экономики, должны работать на повышение качества жизни людей, причём во всех субъектах Федерации. Мы уже продлили до 2030 года специальные программы развития таких регионов как... Арктика и Дальний Восток. Для 22 дальневосточных городов и агломераций подготовлены мастер-планы развития, и такая же работа идёт по населённым пунктам в Арктике».

2. Решение жилищных проблем: «Также продолжим специальные ипотечные программы со ставкой 2 % для жителей... Дальнего Востока и Арктики».

3. Транспортный потенциал:

3.1. Северный морской путь: «В зоне особого внимания - дальнейшее развитие Северного морского пути. Мы приглашаем зарубежные логистические компании, государства активно использовать возможности этого глобального транспортного коридора. В прошлом году по нему прошло 36 миллионов тонн груза. Обращаю Ваше внимание, коллеги: это в пять раз больше рекордного показателя во времена Советского Союза - в пять раз! Обеспечим круглогодичную навигацию на Севморпути. Будем увеличивать обороты наших северных портов, включая Мурманский транспортный узел и, конечно, наращивать Арктический флот. В прошлом году вышла в рейд уникальная научно-исследовательская ледокольная платформа «Северный полюс». В начале этого года на Балтийском заводе заложен новый атомный ледокол «Ленинград». В следующем году заложим еще один корабль такого же класса - «Сталинград». А на дальневосточной верфи «Звезда» строится ледокол нового поколения - «Лидер», вдвое большей мощности».

3.2. Внутренние водные маршруты: «Необходимо модернизировать и опорную сеть внутренних водных путей. За счет этого обеспечить дополнительные экономические эффекты и в области туризма, в области развития промышленности, развития отдельных чувствительных, очень важных для нас регионов, в том числе регионов Крайнего Севера».

3.3. Транспортный коридор Север - Юг: «Такие требования важны и для ритмичной работы транспортного коридора Север - Юг, который свяжет Россию со странами Ближнего Востока и Азии. Его основой станут не только автомобильные маршруты, но и бесшовное железнодорожное сообщение на всем протяжении от наших портов на Балтике и Баренцевом море до побережья Персидского залива и Индийского океана». 

4. Газификация и субсидирование оборудования для отопления: «Отдельная тема — газификация. В планах обеспечить этим экологичным топливом города и районы... Якутии, Мурманской... области, Карелии, такой крупный город России, как Красноярск. Также с помощью СПГ газифицируем Камчатский край и некоторые другие районы. Также получат поддержку жители отдаленных северных и дальневосточных территорий, где в ближайшие годы пока не будет сетевого газа. Сегодня они оплачивают свои дома углем или дровами. Теперь с помощью субсидий от государства они смогут приобрести современное экологичное оборудование, причем отечественного производства. В первую очередь поддержку должны получить наиболее нуждающиеся семьи. Выделим на эти цели также дополнительно порядка 32 миллиардов рублей».

5. Туристический потенциал: «А в целом по стране - с учетом динамичного развития таких туристических центров, как... Камчатка, Карелия, Русский Север, - до 2030 года турпоток должен практически удвоиться до 140 миллионов человек в год. При этом вклад туризма в ВВП России также вырастет вдвое - до 5 %. В ближайшее время выработаем дополнительные решения на этот счет».

6. Новые производства: «За последние годы в России открылись сотни новых заводов, фабрик и производств. Они открываются, открываются, мы уже к этому привыкли. Это текущая работа. Но среди них и такие индустриальные гиганты, как горно-металлургический комбинат «Удокан» в Забайкалье, Мурманский центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, «ЗапСибНефтехим» в Тюменской области. Этот перечень, безусловно, можно продолжать».

Таким образом, Арктика остается ключевым регионом для внимания со стороны органов федеральной власти.

Вернуться к списку новостей