Проведена процедура ОРВ проектов НПА Минпромторга по субсидиям для беспилотной авиации

  1. Минпромторг России подготовил проекты постановлений Правительства РФ, которые регламентируют предоставление субсидий изготовителям беспилотных авиационных систем (БАС) на компенсацию части затрат, связанных с предоставлением скидки покупателям их продукции, а также компенсацию летного часа при эксплуатации БАС.

Проекты НПА носят актуальный характер и являются одними из наиболее ожидаемых для отечественных производителей и эксплуатантов БАС. Предложения в проекты НПА от КС РСПП по развитию Арктики и Северных территорий внесены членом Президиума Александром Федотовских. Проведена оценка регулирующего воздействия (ОРВ). В частности, в оценке указано, что принятие проектов НПА позволит ускорить развитие отрасли, однако, в проектах есть риски недостижения целей.

В частности, к числу негативных последствий относятся:

- Ограничения по доступу компаний к финансированию по принципу вхождения в реестр Министерства, что приведет в ближайшее время к монополизации рынка несколькими компаниями. Желательно, чтобы доступ к поддержке могли получать все субъекты или реестр будет дополняться новыми организациями на прозрачной основе. Одновременно с этим отсутствие ограничений для предотвращения искусственного завышения цен производителями, особенно крупными компаниями, входящими в ТОП-10 отрасли БАС.

- Субсидирование летного часа БАС является наиболее труднореализуемым механизмом государственной поддержки в связи с отсутствием механизма реального контроля налета и проверок со стороны государственных органов. Стоимость часа значительно зависит от типа и класса БАС, условий их эксплуатации. Стоимость летного часа БАС одного типа и класса может составлять 5000-50000 руб. в зависимости от объема перевозки, длительности патрулирования и территории на которой происходят полеты. Например, в регионах Крайнего Севера и в Арктике стоимость летного часа увеличивается как минимум на северный коэффициент, свою роль играет и северное удорожание.

Предложено внести в тексты НПА новые определения:

- «Эксплуатант», основное определение и описание которого взять из Федеральных авиационных правил. Эксплуатант - физическое или юридическое лицо, имеющие беспилотное воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды, лизинга или на ином законном основании, использующие указанное беспилотное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

- «Стоимость летного часа» - совокупность затрат на эксплуатацию беспилотной авиационной системы, состоящую из себестоимости затрат и нормы прибыли. В себестоимость затрат входят амортизация, стоимость топлива, заработная плата персонала, технические и регламентные работы, страховка, иные затраты.

Всем заинтересованным лицам и экспертам внести свои предложения можно на федеральном портале проектов нормативных правовых актов:

- Проект «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части стоимости летного часа беспилотных авиационных систем»: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=140871

- Проект «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета изготовителям беспилотных авиационных систем на компенсацию части затрат, связанных с предоставлением скидки покупателям беспилотных авиационных систем»: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=140880

Дата окончания публичного обсуждения - 11 сентября 2023 г.