Проведена процедура ОРВ проектов НПА Минпромторга по субсидиям для беспилотной авиации
- Минпромторг России подготовил проекты постановлений Правительства РФ, которые регламентируют предоставление субсидий изготовителям беспилотных авиационных систем (БАС) на компенсацию части затрат, связанных с предоставлением скидки покупателям их продукции, а также компенсацию летного часа при эксплуатации БАС.
Проекты НПА носят актуальный характер и являются одними из наиболее ожидаемых для отечественных производителей и эксплуатантов БАС. Предложения в проекты НПА от КС РСПП по развитию Арктики и Северных территорий внесены членом Президиума Александром Федотовских. Проведена оценка регулирующего воздействия (ОРВ). В частности, в оценке указано, что принятие проектов НПА позволит ускорить развитие отрасли, однако, в проектах есть риски недостижения целей.
В частности, к числу негативных последствий относятся:
- Ограничения по доступу компаний к финансированию по принципу вхождения в реестр Министерства, что приведет в ближайшее время к монополизации рынка несколькими компаниями. Желательно, чтобы доступ к поддержке могли получать все субъекты или реестр будет дополняться новыми организациями на прозрачной основе. Одновременно с этим отсутствие ограничений для предотвращения искусственного завышения цен производителями, особенно крупными компаниями, входящими в ТОП-10 отрасли БАС.
- Субсидирование летного часа БАС является наиболее труднореализуемым механизмом государственной поддержки в связи с отсутствием механизма реального контроля налета и проверок со стороны государственных органов. Стоимость часа значительно зависит от типа и класса БАС, условий их эксплуатации. Стоимость летного часа БАС одного типа и класса может составлять 5000-50000 руб. в зависимости от объема перевозки, длительности патрулирования и территории на которой происходят полеты. Например, в регионах Крайнего Севера и в Арктике стоимость летного часа увеличивается как минимум на северный коэффициент, свою роль играет и северное удорожание.
Предложено внести в тексты НПА новые определения:
- «Эксплуатант», основное определение и описание которого взять из Федеральных авиационных правил. Эксплуатант - физическое или юридическое лицо, имеющие беспилотное воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды, лизинга или на ином законном основании, использующие указанное беспилотное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
- «Стоимость летного часа» - совокупность затрат на эксплуатацию беспилотной авиационной системы, состоящую из себестоимости затрат и нормы прибыли. В себестоимость затрат входят амортизация, стоимость топлива, заработная плата персонала, технические и регламентные работы, страховка, иные затраты.
Всем заинтересованным лицам и экспертам внести свои предложения можно на федеральном портале проектов нормативных правовых актов:
- Проект «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части стоимости летного часа беспилотных авиационных систем»: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=140871
- Проект «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета изготовителям беспилотных авиационных систем на компенсацию части затрат, связанных с предоставлением скидки покупателям беспилотных авиационных систем»: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=140880
Дата окончания публичного обсуждения - 11 сентября 2023 г.