Самолет для Арктики и Крайнего Севера оказался втрое дороже заявленной цены
Стоимость самолета «Байкал» с поставкой в 2025 году составит 455 млн руб. При заказе самолета в 2019 году Минпромторг указывал, что цена должна быть не выше 120 млн руб.
Самолет «Байкал» (ЛМС-901) должен заменить советский многоцелевой самолет Ан-2 и в первый год предполагаемой поставки (2025-й) будет стоить почти в 4 раза дороже изначальной цены. По информации РБК это следует из письма Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) потенциальным эксплуатантам борта.
На «Байкалах» планируется осуществлять полеты на социально значимых местных маршрутах в Арктике и на Дальнем Востоке. В этих регионах перевозки по коммерческим тарифам невозможны априори. Эксперты отрасли считают, что себестоимость перевозки формируется с учетом цены воздушного судна, при выполнении субсидируемой перевозки его цена компенсируется через механизм государственного субсидирования. Таким образом, цена воздушных судов будет влиять и на размер субсидии, необходимой для эксплуатации таких воздушных судов, а это означает, что субсидия должна быть значительно выше предполагаемой в 2022 году.
Согласно комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 года, в 2025 году планируется поставить перевозчикам всего 5 «Байкалов», в 2026–2029 годах — по 25 самолетов ежегодно, в 2030 году — 34 машины, что в общей сложности составит всего 139 самолетов. Изначально объем программы составлял 154 «Байкала» до 2030 года. Власти заявляли также, что к 2030 году будет выпущено до 140 самолетов ТВРС-44 «Ладога», однако, по состоянию на август 2024 года не произведено ни одной единицы.
Напомним, что до начала СВО, в феврале 2022 в Минпромторге России анонсировали первые коммерческие поставки самолетов «Байкал». Министр Денис Мантуров рассказал, что коммерческие поставки многоцелевых самолетов «Байкал» начнутся до конца 2023 года, теперь сроки сдвинулись как минимум на 2 года.
Член Общественного совета Росавиации Александр Федотовских, представляющий арктический Коорсовет РСПП и присутствовавший на презентации самолета в начале февраля 2022 года отмечает, что самолет аналогичного класса ждут в арктических и северных регионах уже более 20 лет.
«Планировалось, что эксплуатация «Байкалов» позволит увеличить перевозки пассажиров и грузов на местных воздушных линиях и решить проблемы с обеспечением транспортной доступности в Арктике и на Дальнем Востоке, а также снизить стоимость летного часа по сравнению с вертолетами. В 2023 г. в Камчатском крае и Республике Коми из-за санкций прекращены полеты на самолетах L-410 различных модификаций из-за отсутствия запасных частей, такая же участь может постигнуть самолеты, летающие в других, в основном северных регионах (Архангельская область, Якутия, Хабаровский край, Красноярский край). Самолеты L-410 заменены другими самолетами (устаревшими Ан-24) и вертолетами (в основном Ми-8), но перевозка пассажира на вертолете Ми-8 в среднем примерно на 50% дороже, чем на самолете L-410. При этом по данным холдинга «Вертолеты России» на конец 2022 г., в стране эксплуатируется около 2200 вертолетов. Из них более 75% отечественные, срок эксплуатации которых превышает 25 лет. В срочной замене нуждаются 770 единиц, многие из которых летают в Арктике и ДФО. Проблему поставки новых самолетов будем обсуждать на совместном заседании с Общественным советом при Минпромторге РФ в сентябре 2024 г., однако, ожидать очередного «прорыва» не стоит», - отметил Александр Федотовских.
По информации РБК, Минпромторга: https://www.rbc.ru/business/19/08/2024/66bee2ec9a79470a191c6de3